Критика первых четырех частей "Мира Пауков"
Kолин Уилсон известен у нас в стране в основном по переводу его романа "Паразиты мозга" ["The Mind Parasites", 1967]. Роман (в переводе, кстати, того же А.Шабрина) производил довольно неплохое впечатление - в основном благодаря тому, что автор замечательно изображал интеллектуальность. К тому же весьма приятно смотрелись сюжетные ссылки на произведения Лавкрафта: это вводило роман в литературный "контэкст". В новой своей трилогии, "Мир пауков", первая книга которой ["Spider World 1: The Tower", 1989] объявилась на наших лотках летом 92-го, Уилсон, по-видимому, решил не утомлять читателя изложением каких-то особенно интеллектуальных или, что еще хуже, принципиально новых концепций. Мир вполне первобытно живущих людских прайдов, кусаемых со всех сторон гигантскими пауками, жуками и прочими сколопендрами, стар, как сама НФ: Лейнстер написал свою "Сумасшедшую планету" еще в 1919 году. А что касается блестящего наблюдения, что подавляющему большинству Homo sapiens все равно, кому задницу лизать, так первым это отнаблюдал аж Джонатан Свифт.
Впрочем, Уилсон писал откровенную "фантастико-приключенческую сагу", так что мог не опасаться обвинения в неоригинальности. Для саг эпигонство в порядке вещей. Для них есть
один непреложный закон: эпический сюжет. За что мы, собственно, эти самые саги и приветствуем. И, в общем-то, мы как-то имели право ожидать, что Уилсон нам это дело обеспе
чит.
И поначалу он вполне на высоте сюжет держал. Антуражно так работал, со вкусом. Жизнь в пустыне, тамошние "хычники" (колоритные такие, я прямо балдел), обычаи разные. Все очень вещественно и сочно. Что ценно - воды мало. Почти некогда скучать. Схватки с пауками, плен, штормяга на море - первая часть была очень в кайф. Я, честно говоря, так и настраивался - что дальше будет, по крайней мере, так же увлекательно.
Ан шиш! Со второй части дикая жизнь главного героя кончилась и началась сплошная антиутопия. Рассуждения о свободе личности, о ее долге перед обществом и прочая болтовня, обязательная для этого стихотворного размера, на первобытного человека как-то не клеилась, поэтому Уилсон по-быстрому организовал для героя (а заодно и для читателя) курс "История социального и технологического развития человечества". Страниц эдак на сорок. Почему, мол, под мудрым руководством науки человечество приехало в рабство к паукам-мутантам.
Тут в романе опять обнаруживается сюжет - правда, какой-то судорожный. Пройдя мощную военно-политическую подготовку, герой, ясное дело, принимается гачить пауков почем зря - во имя, безусловно, светлого будущего человечества. Гачит он их телепатией, а потом и найденными в подземном арсенале супербластерами. Загачив эдак с пару-тройку тысчонок,
герой пресыщается кровью несчастных созданий, бросает маму и братишку в плену и уходит в партизаны. Кончается первый роман трилогии хорошо, хотя герой так и не успел за всеми заботами обломать свою избранницу (вместо этого он как-то оченно неожиданно обломал совершенно постороннюю тетку) и закончить разгром пауков. Видимо, этими вопросами он вплотную займется в следующих двух книгах.
Пожелаем ему успеха, а нам с вами - хороших редакторов. А то читаешь, как "братья двинулись за ними в противоположном направлении" (с. 62), так сразу какая-то раздвоенность на
душе.
Сергей БЕРЕЖНОЙ
"Интеркомъ" №4 (1993)