|
|
|
О жизни и книгах Колина Уилсона
Колин Генри Уилсон (26 июня 1931 — 5 декабря 2013 г.) (англ. Colin Henry Wilson) — английский писатель и философ.
Сам Уилсон называл свое направление в философии "новый экзистенциализм" или "феноменологический экзистенциализм". Помимо философской и художественной прозы, известен также трудами по криминологии, мистике и паранормальным явлениям.
Ранние годы
Будущий писатель родился и вырос в городе Лестер (графство Лестершир, Великобритания). Известно, что его отец работал на обувной фабрике.
В 16 лет Уилсон бросил школу и пошел работать в магазин шерстяных изделий, а свободное время посвящал чтению. Однако Уилсон ненавидел эту работу, и потому ненадолго вернулся в школу, где устроился лаборантом, следуя юношескому увлечению, но вскоре охладел и к науке. После школы он некоторое время отработал государственным служащим, затем его призвали в армию.
Поначалу Колин Уилсон отнесся к службе с энтузиазмом, но военная жизнь пришлась ему не по душе, и потому, отслужив полгода клерком в Королевских ВВС, он добился отчисления из армии под предлогом якобы гомосексуальных наклонностей.
После армии Уилсон перебрался в Лондон, твердо вознамерившись стать писателем. Некоторое время он ночевал в спальном мешке в Хэмпстед-Хит - лесопарковой зоне на севере Лондона.
Успел он поработать и продавцом журналов в Париже.
С 1954 года Уилсон начинает зарабатывать на жизнь литературным трудом.
В конце 60-х годов Уилсон начал читать лекции в университетах. Преподавал литературу в США — в Холлинс-колледже (штат Виргиния), в Университете штата Вашингтон в Сиэтле, Университете Ратжерса в Нью-Брансвике (штат Нью-Джерси), Институте Средиземноморья на испанском острове Майорка.
Посторонний
В 1956 году издательство Викрота Голланца (Victor Gollancz) опубликовало первую книгу 24-летнего Колина Уилсона — «Посторонний» (The Outsider). В этом труде исследуется роль социальных аутсайдеров — "лишних людей" — как в работах классиков: Альберта Камю, Жана-Поля Сартра, Эрнеста Хемингуэя, Германа Гессе, Федора Достоевского, Уильяма Джеймса, так и в жизни — на примере фигур Т. Э. Лоуренса, Вацлава Нижинского и Винсента ван Гога — и обсуждается взаимосвязь их социальной отчужденности и достижений. Книга неожиданно обретает бешеную популярность, способствуя распространению идей экзистенциализма по Европе.
На внутренней стороне обложки издания поздних 1990-х годов значится:
Посторонний — эпохальный труд об отчуждении, творчестве и современном сознании. Опубликованный более тридцати лет назад, он принес своему молодому автору славу наиболее противоречивой интеллектуальной фигуры.
Публицистика
После "Постороннего" имя Колина Уилсона начали ассоциировать с "Сердитыми молодыми людьми" ("Angry Young Men") — новаторским британским литературным движением. Он приложил руку к созданию их Декларации, а также собранию манифестов, и широко известной антологии "Протест: Битники и Сердитые молодые люди" ("Protest: The Beat Generation and the Angry Young Men") (1958). Уилсона и его друзей, Билла Хопкинса и Стюарта Холройда, порой рассматривали как представителей ответвления "Сердитых", уделяющего больше внимания "религиозным ценностям", чем либерализму или социализму. Левые критики огульно именовали их фашистами; комментатор Кеннет Оллсоп окрестил их "законодателями".
После успеха первой книги Уилсона следующая книга, "Религия и протест" ("Religion and the Rebel") (1957), подверглась резкой критике. "Тайм" опубликовал рецензию, в которой пригвоздил книгу к позорному столбу, именуя автора "яйцеголовым с мозгами всмятку".
К 60-м годам Уилсон все сильнее увлекается метафизической и оккультной тематикой. В 1971 г. он публикует книгу "Оккультное" ("The Occult: A History"), в которой рассматривает взгляды Алистера Кроули, Георгия Гурджиева, Елены Блаватской, Каббалу, древние магические ритуалы, истории Франца Месмера, Григория Распутина, Дэниела Дангласа Хьюма, Парацельса и многих других. Он также породил исключительно критичную биографию Кроули: "Алистер Кроули: природа зверя (биография оккультиста)" ("Aleister Crowley: The Nature of the Beast") (1987), наряду с биографиями других медиумов и визионеров, включая Гурджиева, Карла Юнга, Вильгельма Райха, Рудольфа Штайнера и П. Д. Успенского.
Изначально помыслы Уилсона фокусировались на достижении того, что он называл "даром Х" и почитал ключом к углубленному постижению смысла, а также на таких способностях как телепатия и постижении прочих энергетических возможностей. В более поздних работах он допускает возможность жизни после смерти и существования духов, которую он персонально исследует, будучи активным членом Клуба привидений ("The Ghost Club).
Помимо мистики, Уилсон также создает ряд книг по криминологии, варьирующихся по тематике от энциклопедий до изучения серийных убийств. Особенный интерес он уделяет истории и временам Джека-Потрошителя и преступлениям на сексуальной почве в целом.
Художественная проза
В своих художественных произведениях — по большей части, детективных или фантастических (включая несколько произведений, косвенно связанной с Лавкрафтовской мифологией цикла Ктулху) — Уилсон также развивает свои идеи относительно потенциала человеческого сознания.
Как и публицистика, сюжет многих из фантастических книг Уилсона, начиная с "Ритуала в темноте"("Ritual in the Dark") (1960), завязан на психологии убийства, в особенности серийного. Однако ряд его романов имеет ярко выраженную философскую направленность, в частности, культовая серия "Мир пауков" "Spider-World" (1987-2002).
В книге "Сила мечты: Литература и фантазия" ("The Strength to Dream: Literature and the Imagination") (1961) Уилсон критикует Лавкрафта, как "больного" и "слабого писателя", который "отрицал реальность", однако неохотно признает достоинства произведения "За гранью времен" ("The Shadow Out of Time") хорошей фантастикой. Возмущенный книгой Август Дерлет, первый издатель Лавкрафта, бросил Уилсону вызов — сможет ли тот подобным образом выразить свои философские идеи в художественной форме. Ответом ему стали "Паразиты сознания" ("The Mind Parasites") (1967), одно из известнейших произведений Уилсона. В предисловии он признает, что Лавкрафт "...гораздо в большей степени, чем Хемингуэй или Фолкнер, или даже Кафка, является воплощением творца-аутсайдера двадцатого века" и задает вопрос: "...что было бы, если б у Лавкрафта был стабильный доход, позволяющий, скажем, проводить зиму в Италии и лето - в Греции или Швейцарии?", ответом на который, по мнению Уилсона, является: "...безусловно, он написал бы меньше, но написанное им было бы отшлифовано до идеала, без расхожих бульварных клише, что уродуют его работы. А если бы он мог отпустить удила своей любознательности и тяге к глубокому познанию, то его работы были бы в каком-то отношении ближе к Анатолю Франсу или современному аргентинскому писателю Хорхе Луису Борхесу". Уилсон также упоминает Лавкрафта в "Ордене ассасинов" ("Order of Assassins") (1972) и предисловии к "Философскому камню" ("The Philosopher's Stone) (1969). Сюжет новеллы "Возвращение Ллоигора" ("The Return of the Lloigor") (1969/1974) также коренится в мифологии Ктулху: главный герой работает с оригиналом рукописи Войнича — иллюстрированного кодекса, написанного на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита — но обнаруживает, что это — средневековая арабская версия Некрономикона. С мифологией Ктулху также связан роман "Могила древних" ("The Tomb of the Old Ones"), написанный много позже, в 2002 г.
В 1985 году вышел фильм "Жизненная сила", основанный на романе Колина Уилсона "Космические вампиры" ("The Space Vampires") (1976) (реж. Тоуб Хупер). После выхода фильма Уилсон вспомнил, как некогда Джон Фаулз назвал фильм по своей книге "Волхв" худшей экранизацией на свете — и сказал, что теперь имеется еще хуже - "Жизненная сила".
До конца дней Колин Уилсон проживал в уединении в своем коттедже в графстве Корнуолл. В июле 2012 года перенес инсульт, после чего утратил способность говорить.
Колин Уилсон скончался 5 декабря 2013 года, на 83 году жизни.
Фантастика — не основная область деятельности писателя, Колин Уилсон — автор более чем восьмидесяти книг, в области литературной критики, музыки, криминологии, социологии, истории, сексологии, философии, оккультизма.
С полной библиографией Колина Уилсона можно ознакомиться здесь
|
|
|
|