Нэт Прикли


Александр Дмитриевич ПРОЗОРОВ
НЭТ ПРИКЛИ
03.05.1962

netpricli@svs.ru

net2pricli@yandex.ru

         П., один из ярких представителей так называемой массовой литературы,  родился в городе Ленинграде, в котором в дальнейшем и провел свою жизнь. Рос в неполной семье. Мать — Прозорова Валентина Митрофановна, инженер-кораблестроитель, полностью посвятила себя воспитанию сына, и замуж так никогда и не вышла.
         П. окончил среднюю школу № 356, затем поступил на математико-механический факультет в Университет имени Жданова, откуда в 1980 году и был призван в армию. После армии работал программистом в ЛКТБ «Светлана», а затем водителем рейсового автобуса в автопарке №7. Вероятно, уже в это время он начал писать первые произведения, поскольку с 1992 года П. начинает заниматься в литературной студии Андрея Балабухи. А для принятия в любое подобное объединение необходимо предоставить уже написанные тексты.
         Свой первый рассказ «Окно для пришельца» П. опубликовал в газете «Аномалия» в 1992 году. По всей видимости, этот прорыв воодушевил будущего писателя, поскольку в 1993 году он поменял место работы водителя на куда менее оплачиваемую должность дежурного механика в автобазе Ленинградской телефонной сети. Благодаря сменной работе, П. смог уделять более значительное время занятиям литературой. В 1995—1996 годах он, без отрыва от основного места работы, сотрудничал с газетой «Час Пик», числясь журналистом в отделе социальных проблем.
         В 1996 году в журнале «Аврора» П. опубликовал свою первую повесть «Совесть вне памяти», а спустя два года издательство «Северо-Запад» выпустило его первую книгу: «Цитадель».
         Библиография автора ясно показывает, каким образом он вошел в большую литературу. Его первые книги, написанные в стиле «фэнтези»: «Цитадель», «Посланник», «Знамение», хотя и носят все следы тщательной вычитки текста, тем не менее откровенно слабы. Язык довольно беден, пышные и подробные описания природы, архитектуры, героев сочетаются с моментами, когда автор забывает дать характеристику персонажам хоть одним словом. Все герои первых романов разговаривают одним языком, без стилистических отличий, очень похоже мыслят. Однако уже в них проглядывается основная черта автора — стремление к максимальному реализму. Если в его романах участвуют дикари — они не знают слов «деньги» или «меч», но зато умеют правильно изготовить каменное рубило, последовательно отслаивая чешуйку за чешуйкой («Знамение»). Если в романе описаны гигантские пауки — то они обязательно имеют книжные легкие, голубую кровь, ощущают вкус и слышат звуки волосками на лапах, и ведут себя в соответствии с особенностями строения организма.
          В начальный период своего творчества П. хватается буквально за любую возможность опубликоваться, о чем свидетельствует хотя бы книга «Энергетические интервенции», написанная по заказу изд. «Весь». Это единственный случай в биографии автора, когда он написал откровенно мистическую прикладную книгу, совершенно оторванную от реальности. Уже следующей его работой стала «Как спасти ребенка от секты» — сугубо практические пособие для людей, чьи близкие оказались жертвами религиозных фанатиков, а так же для тех, кто сам находится в опасной близости от помутнения рассудка.
         Эта книга вызвала резкую и неоднозначную реакцию. Так, в журнале «Питер-Бук» была опубликована статья, обвинявшая автора в излишней мягкости к представителям сатанинских течений, а представители «Сайентологической церкви» написали жалобу в прокуратуру по поводу излишней критики в их адрес.
         По всей видимости, нежелание конфликтовать и привело к тому, что дальнейшие прикладные книги П. носят сугубо прикладной характер. Это либо пособия для автомобилистов, либо медицинская справочная литература.
         Между тем в издательстве «Севере-Запад Пресс» с интервалом примерно раз в три месяца продолжают выходить книги П. из серии «Мир пауков», и автор постепенно набирает литературный опыт. Его тексты становятся все более уверенны, лучше отображаются фактура мира, в котором развивается сюжет, четче прорисовываются характеры героев. В 2001 году в творчестве П. происходит новый прорыв — выходит первая художественная книга под его собственной фамилией: «Зубы Дракона».
         Здесь мы видим не только с любовью нарисованный вымышленный мир, действие в котором происходит наряду с реальной действительностью. Здесь мы видим целую россыпь героев, каждый из которых — даже второстепенные персонажи, обладают своей индивидуальностью, запоминающимися чертами, привычками, внешностью. Стремление автора к реализму проглядывает в каждой мелочи: главврача дома престарелых беспокоят изменения статуса врачей на парамедиков, отказ от специализации педиатров: зубной врач ругается на пациентов и хорошо разбирается в протезировании; аристократ рода Че с такой же естественностью и знанием требует изменения цвета наручной повязки случайной спутницы, а вождь дикого племени пересказывает легенды рифмованной прозой. Как писал об этом произведении Михаил Ахманов «Это фантастическое произведение, но в то же время произведение реальное...». Чуть ли не впервые в творчестве П. в этом романе главный герой в результате пережитых приключений претерпевает ярко выраженное изменение в характере.
         Следующий роман автора, «Трезубец Нептуна», показывает, что уровень мастерства П. действительно перешел на новый уровень — здесь опять ярко прописаны миры и космические корабли, каждый персонаж имеет свой, неповторимый характер, а сюжет сплетен в плотный клубок со множеством неожиданных поворотов.
         Квинтэссенцией развившегося мастерства автора, его стремления к реализму и правдивости стали романы, посвященные 16 веку российской истории — «Земля мертвых», «Дикое поле» и другие. П. не пошел на поводу у штампов, которые лежат на временах царствования Ивана Грозного, а предпочел сам осмыслить имеющиеся факты и вжиться в мир. Результатом стало захватывающее повествование, описывающее, как ни странно, не громкие эпизоды прошлого, а повседневный быт простых крестьян и неродовитых боярских детей, опричников, стрельцов. Возможно, очень многие читатели, увлекшись сюжетом исторического боевика, именно из него, а не из учебников, узнают, что именно при Иване Грозном в нашей стране впервые появились суды присяжных, бесплатное образование, местное самоуправление, о том, каким оружием и как воевали наши предки.
         Обретя уверенность в себе, в 2001 году П. увольняется с последнего места работы, вступает в союз писателей России и полностью посвящает себя литературной деятельности. Примерно с этого времени он активно помогает в развитии талантливым молодым авторам, только вступающим на путь творчества. Продолжая посещать студию Андрея Балабухи, П. дает другим  авторам возможность зарабатывать себе на жизнь литературным трудом. В сериях, которые П. ведет для издательства «Северо-Запад Пресс» впервые опубликовали свои книги такие авторы, как Светлана Васильева, Виктория Дьякова, Павел Лаптинов, Андрей Медведев (С-Пб); Ольга Приходько (Севастополь); Игорь Пронин и Сергей Чекмаев (Москва).
         С 2002 года П. начинает сотрудничать с журналом «Попутчик», и вскоре на страницах приложения «Аномальные новости» публикуется целая серия статей, в которых, ссылаясь на известные научные факты и даже статьи энциклопедий автор с известной долей юмора доказывает прямо противоположные теории об эволюции Земли, происхождении человека и истинном назначении известных древностей. Все это лишний раз показывает не только разносторонность интересов П. и накопленный им багаж знаний, но и то, что к общеизвестным фактам и теориям он относится с известной долей снисходительности, если не сказать — беспринципности. Отсюда можно сделать вывод, что автор готов встать на любую точку зрения и поддержать любую теорию если только она позволить сделать сюжет очередного произведения более интересным и захватывающим читателя.
         Похоже, П. вполне сознательно относит себя к представителям массовой литературы, ставя первейшей своей целью привлечь максимально возможное число потребителя к написанным произведениям, а духовные и нравственные вопросы поднимает только в том случае, если это не противоречит замыслу книги, подчеркивает напряженность сюжета, усиливает впечатление — либо не поднимает вовсе.

                         Список публикаций
 
 Рассказы:
 «Окно для пришельца» — «Аномалия», 1992 г; №7.
 «Обычная жалость» — «Аномальные новости», 1999 г; №2.
 «Триста метров до метро» —  «Аномальные новости», 1999 г; №6.
 «Голубенькие глазки» — «Аномальные новости», 1999 г; №6.
 «Ангельский выходной» — «Fenix» (Польша), 1999 г; №8.
 «Успех программы “Гений”» — «Fenix» (Польша), 2000 г. №2.
 
                                 
                             Повести
 «Совесть вне памяти» — «Аврора», 1996 г; №6.
 Готовятся   к   публикации   повести  «Незаконный   эмигрант»   и
«Проклятый «Мустанг»», изд. «Северо-Запад».
 
                                 
                              Романы
 Под псевдонимом Нэт Прикли:
 «Цитадель» — изд. «Северо-Запад», 1998 г.
 «Посланник» — изд. «Северо-Запад», 1999 г.
 «Знамение» — изд. «Северо-Запад Пресс» совместно с  изд.  «АСТ»,
2000г.
 «Победитель» (Ристалище) —изд. «Северо-Запад Пресс», совместно с  изд.  «АСТ»,
2000 г.
 «Пленница» — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно с изд.  «АСТ»,
2000 г.
 «Гости» (Проклятие) —  изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.  «АСТ»,
2000 г.
 «Демон»  —  изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.  «АСТ»,
2001 г.
 «Племя»  —  изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.  «АСТ»,
2001 г.
 «Вождь»  —  изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.  «АСТ»,
2001 г.
 «Подводник» —  изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.  «АСТ»,
2002 г.
 
 Художественные книги, изданные под своей фамилией:
 «Зубы  Дракона» (роман и сборник рассказов) — изд.  «Северо-Запад
Пресс», 2001 г.
 «Трезубец Нептуна» — изд. «АСТ», 2002 г.
 готовится к публикации роман «Год полнолуний», изд. «Азбука»
 
 Исторические книги, изданные под своей фамилией:
 «Земля  мертвых»  — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 «Череп  епископа» — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 «Донос  мертвеца» — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 «Царская  дыба»  —  изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 «Дикое  поле»     — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 «Люди  меча»      — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно  с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 «Слово  шамана»    — изд. «Северо-Запад Пресс», совместно с  изд.
«АСТ», 2003 г.
 
 Прикладная литература:
 Под псевдонимом Григорий Капица:
 «Энергетические интервенции» — изд. «Весь», 1999 г.
 Под своей фамилией:
 «Как спасти ребенка от секты» — изд. «Литера», 2000 г.
 «Карманная книжка автомобилиста» — изд. «Литера», 2000 г.
 «Масло чайного дерева» — изд. «Весь», 2001 г.
 «365 вопросов автолюбителю» — изд. «Весь», 2001 г.
 Готовится к публикации «Библия автомобилиста».
 

Быстрый   переход:   "Мир Пауков"    
Hosted by uCoz